Карельские петроглифы
Загадочные послания древних народов
Петроглифы – одна из самых загадочных и мистических тайн доисторического прошлого планеты Земля и населявших в ту пору ее людей. Ученые всего мира спорят, выдвигают научно обоснованные и не очень обоснованные версии, теории, предположения, что такое петроглифы и для чего их создавали.
Одни говорят, что это знаки, нарисованные шаманами для обрядов и жертвоприношений. Другие утверждают, что это лишь наскальные рисунки и ничего больше. Третьи считают, что это книги, с помощью которых народы древности передавали знания о природе, способах охоты и рыбалки. Особо впечатлительные натуры высказывают мнение о внеземном происхождении. Однако, ни одна из версий не нашла стопроцентного подтверждения, оставив возможность сделать сенсационное открытие будущим поколениям ученых.
Слова сухой научной литературы гласят: «Петроглифы – это изображения и символы животных, орудий труда, геометрических фигур, сцены из жизни и быта людей, начиная с эпохи верхнего неолита (40 – 25 тысяч лет до нашей эры), нанесенные на твердые, плоские поверхности (камни, скалы, стены пещер) краской или по средствам гравировки».
А теперь задумайтесь. Просто было рисовать 40 тысяч лет назад? Ну ладно еще пигментом, а как быть с вырезанными или процарапанными изображениями? Это же сколько нужно было приложить труда, времени, сил и здоровья, чтобы получить хотя бы небольшой рисунок на гранитных скалах? И самое главное – для чего? По шкале Мооса (международная шкала относительной твердости минералов) твердость гранита оценивают в диапазоне 5 – 7, а абсолютной твердостью 10 обладает алмаз.
Термин «петроглиф» сочетает в себе два древнегреческих слова πέτρος — камень, и γλυφή — резьба. В русском языке эти изображения называют — писаницы (от глагола писать).
Петроглифы находят на всех континентах, кроме Антарктиды. Бразилия, Аргентина, Франция, Америка, Австралия, Испания, Африка, Ливия, Индия, страны Скандинавии, конечно же, Россия, и еще многие и многие страны могут похвастать уникальными экспонатами древности. Многие известные объекты наскальной живописи занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и особо охраняются.
На территории России, от Алтая до Карелии и от Дальнего Востока до Кавказа, насчитывают сотни мест, где можно увидеть своими глазами и изучить образчики искусства далекого прошлого. Наиболее известны – «Капова пещера» в Башкирии, Уральские писаницы, «Сикачи-Аляна» на Дальнем Востоке, неподалеку от Комсомольска-на-Амуре, Калбак-Таш на Алтае, Боярская писаница в Хакасии, Томская писаница в Кемеровской области и Якутские руны.
А самыми древними и таинственными, по мнению современного ученого сообщества, считаются Карельские петроглифы. Беломорские, расположенные на Белом море и Онежские — на островах и мысах вдоль восточного побережья Онежского озера.
Удивительно, но на протяжении многих лет петроглифы Карелии были известны лишь местным жителям. Впервые об уникальных творениях древних мастеров на Онежском озере в 1850 году упомянул в газетной заметке и опубликовал два рисунка, весьма отдаленно напоминавших изображения Бесова Носа и Пери Носа, учитель Петрозаводской гимназии П. Швед. При этом, приписав происхождение изображений финно-угорскому племени Чудь. Содержание же наскальных рисунков объяснял сходством с героями Калевалы, тем самым определив научные изыскания на долгие годы вперед. В действительности, никаких научных исследований никем не проводилось, а все выводы он сделал на основании собственных предположений.
Одновременно с заметкой Петрозаводского учителя вышла более обширная публикация консерватора минералогического музея Академии Наук К. Гревингка. В ней он развил предположения, высказанные П. Шведом. Например, про фигуру «Беса» на мысу Бесов Нос, К. Гревингк говорит: «Это изображение могучего бога охоты и рыболовства. Своими распростертыми объятиями он свидетельствует как о господстве над всеми обитателями суши и моря, так и о своих правах на окружающие его жертвоприношения». Подразумевая под «жертвоприношениями» выгравированные фигуры животных (птицы, рыбы) вокруг центральной фигуры. Также К. Гревингк высказал идею о сходстве Онежских петроглифов с Сибирскими писаницами, а происхождение приписал родственным чудским охотничьим народам, жившим от Сибири до Ботнического залива.
В 1857 году исследователь Сибири и член-корреспондент Петербургской Академии Наук Г. И. Спасский поддержал и приумножил идею К. Гревингка о схожести Сибирских и Онежских памятников. Опять же, не имея никаких научных доказательств и руководствуясь лишь собственными предположениями.
Вплоть до 1914 года материалы заметок П. Шведа, К. Гревингка и Г. Спасского были единственными документами, где можно было познакомиться с Онежскими петроглифами. Наибольшая заслуга вышедших заметок в том, что, используя их в своем обширном труде (1909 год) А. В. Бреггер (известный норвежский археолог 19 века) впервые сравнил эти рисунки с памятниками эпохи неолита, тем самым переведя объекты изучения из области фантазий в область научных исследований.
С 1914 года по 1926 год выходят еще несколько статей российских и зарубежных авторов, которые лишь немного дополняют сведения опубликованных ранее материалов.
В 1926 году археолог и этнограф А. М. Линевский нашел новые изображения на Белом море (вблизи города Беломорск) и заново исследовал и описал образы на Онежском озере. Он собрал коллекцию из рисунков, фотографий и гипсовых слепков для 421 изображения. Именно Линевский А. М. открыл новую веху в изучении «Олонецких петроглифов» и высказал очередную теорию их происхождения. Он придерживался концепции «круглогодичности». Якобы на наскальных фресках изображена хозяйственная деятельность древнего человека по сезонам. Как он сам говорил: «Листы каменной книги».
В. Равдоникас, еще один выдающийся исследователь «Олонецких петроглифов», ставший родоначальником версии о солярно-лунарных культах у древних жителей Карелии, развитом представлении о космосе и поклонении солнцу.
Изучение, как и жаркие споры ученых мужей о происхождении и предназначении памятников археологии на этом месте, не прекращаются и по сей день. Как знать, может быть, самые впечатляющие открытия нас ждут впереди?
Начать знакомство с карельскими петроглифами можно в Петрозаводске, в Национальном музее Карелии. Здесь Вы увидите обломок скалы некогда находившейся на полуострове Пери Нос. Советские музейные работники в 1934 году приняли решение о необходимости создания в Эрмитаже выставки с наскальными рисунками. В результате, на Онеге (мыс Пери Нос-3) был устроен взрыв и большое панно с пятью десятками рисунков, известное под названием «Крыша мира», отправилось в Санкт-Петербург, а небольшая часть досталась местному краеведческому музею. Последствия взрыва можно назвать катастрофическими. При разрушении скалы были безвозвратно утеряны около десяти уникальных рисунков, включая единственно известный карельский петроглиф, описывающий сцену рождения ребенка.
В 2005 году, благодаря заботливой природе (из-за ледохода или по каким-то другим факторам, не зависящим от деятельности человека) музейными экспонатами стали еще два обломка с петроглифами.
Прогуливаясь по залам музея, Вы, несомненно, обратите внимание, на целую каменную стену с петроглифами. К ней хочется подойти, рассмотреть поближе, потрогать, провести рукой по трещинкам и контурам резьбы. Только присмотревшись, Вы поймете, что это фотопанно размерами 19, 5 на 2,5 метра. Автор фотографий И. Георгиевский сумел очень реалистично передать красоту природного шедевра.
А теперь, как сказали бы археологи, отправляемся в «поля». Все известные науке карельские наскальные шедевры сконцентрированы в двух регионах Республики. На Белом море и на Онежском озере. Расстояние между объектами составляет порядка 300 км. Поэтому, планируя путешествие, не гонитесь за количеством. Да и за один или два дня Вы вряд ли сможете осмотреть обе локации. Лучшим вариантом станет поездка в составе организованной группы вместе с туроператором Charm Travel сначала к Беломорским, а затем к Онежским скоплениям наскальной живописи, ну или наоборот. Сопровождение опытного гида поможет без труда найти и осмотреть все доступные петроглифы и узнать о них множество загадок, легенд и достоверных фактов.
Беломорские петроглифы
Петроглифы Белого моря находятся в 325 км от столицы региона – Петрозаводска, в 6 км от города Беломорск и более доступны для посещения. Древние мастера творили на островах – Шойрукшин, Ерпин Пудас, Большой Малинин и нескольких других безымянных, в устье реки Выг.
В местечке Залавруга, около деревеньки Выгостров, находится археологический комплекс «Беломорские петроглифы». На его территории найдено тридцать девять групп наскальных выбивок, вмещающих более двух тысяч одиночных фигур и тридцать стойбищ доисторического человека.
Здесь можно найти и подробно рассмотреть сцены сражений, охоты и даже найти древнейший в Европе образ человека на лыжах. Высота фигур варьируется от 3 см до 3 м, большинство из которых от 15 до 60 см.
Пожалуй, самый известный и посещаемый туристами объект доисторического искусства павильон «Бесовы следки» на северной оконечности острова Шойрукшин. По оценкам археологов скопление изображений одно из древнейших в России и датируется 6 – 5 тысячелетием до нашей эры.
В ширину скальное полотно достигает 4 метров и тянется на 11 метров с юга на север. Артефакт забит рисунками до предела. Зарегистрировано 470 изображений разнообразной тематики, размера, способа нанесения и нет ни одного идентичного. Преобладают лесные и морские звери – лоси, олени, медведи, лисы, белухи, моржи. Встречаются птицы (поодиночке и стаями) – лебеди, гуси. Лодки с людьми и без. Множество кругов, овалов, непрерывных и пунктирных линий, треугольников, крестов и звезд. Нет в наскальном полотне изображений рыб, либо исследователи не смогли их идентифицировать.
Объединяет это хаотичное полотно цепочка из 8, чередующихся человеческих ступней, тянущихся по самому краю скалы. Ведут эти отпечатки босых стоп к фигуре «беса». Это фигура, выбитая в профиль, с преувеличенно большой ступней, растопыренными пальцами на руке и детородным органом.
Местные жители называли это место «Чёртовы следки». Сделавший это открытие для науки А. М. Линевский переименовал скалу в «Бесовы следки» по аналогии с Бесовым Носом на Онеге. Название прижилось и теперь найденные петроглифы так и величают.
До недавнего времени уникальные выбивки были недоступны. В годы строительства Беломорканала и возведения Выгской ГЭС неолитические рисунки с южной стороны засыпали. К счастью над северной группой, где находятся «Бесовы следки», строители возвели бетонный павильон. Со временем бетон разрушался и ветшал. В 1999 году здание было признано аварийным и закрыто. Посещать его разрешали только ученым и то по запросу.
В 2020 году из федерального бюджета выделили средства на ремонт и благоустройство территории комплекса. В рамках ремонтных работ была проведена реконструкция павильона, и теперь любой турист может подробно рассмотреть уникальную скалу с десятками изображений и снять на память множество фото.
Совсем рядом, примерно в 400 метрах к востоку, расположено еще одно скопление наскальной живописи – Ерпин Пудас. Большая часть рисунков находится около самой воды, многие еле различимы. Найти их весьма сложно. Однако, картины очень выразительны. Это уже не отдельные фигурки людей и животных. Это сцены, описывающие морскую охоту на тюленя и ритуальные действия.
Исследования и археологические раскопки на этом не прекратились и продолжаются по сей день. Так в 2006 году, в районе «Бесовых следков» исследователями была обнаружена новая группа петроглифов из 50 изображений, названная «Золотец I», а в 2019 году еще одна, получившая название «Золотец II».
Онежские петроглифы
Разбежались 24 группы петроглифов Онежского озера по довольно обширной территории береговой линии (20,5 км). Исследователи насчитывают свыше 1100 фигур и символов, из которых более половины сосредоточена на полуостровах Бесов нос, Кочковнаволок, на острове Гурий и мысах Кладовец, Пери Нос, Гагажий. Все локации находятся в Пудожском районе, Республики Карелия. Ближайший населенный пункт (10 км) – поселок Шальский.
В отличии от петроглифов Белого моря, довольно реалистичных, на Онеге множество мистических изображений, геометрических знаков, странных созданий с неестественно преувеличенными частями тела, полукружий и окружностей с отходящими лучами.
Визитной же карточкой Онежского озера стал Бесов Нос. Полуостров вклинивается в воды Онеги на 750 метров, а изображения видны и с воды, и с берега. На самых древних скалах Фенноскандии выбиты три крупные фигуры. Человек с квадратной головой – «бес», рассеченный по вертикали трещиной в скале. Ученые так и не пришли к единому мнению, что появилось раньше – трещина или рисунок? Он изображен довольно схематично. Крупное туловище, короткие ноги и руки с растопыренными пальцами. Справа выбита рыба – сом (налим), а слева выдра (ящерица). Эта группа выбивок получила название – триада.
В эпосе местного населения не сохранилось упоминаний о возникновении и предназначении фигур. Известно только, что местные им никогда не поклонялись и считали их бесовскими проделками. С приходом православия на карельские земли, монахи Муромской Свято-Успенской обители высекли православный крест в верхней части этих скал – «дабы утвердить веру и обезвредить нечисть».
На сегодняшний день правительство принимает меры по сохранению уникальных наскальных изображений. Полуостров Бесов Нос с прилегающими территориями признан природным и историческим заповедником, что способствует не только углублению знания о древней истории этих мест, но и создает возможности для развития культурного туризма в регионе. К тому же, петроглифы Карелии были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Как добраться
Беломорские петроглифы находятся в 780 км от Санкт-Петербурга, если ехать через Петрозаводск. Отправиться в путешествие можно на личном авто или поездом до города Беломорска. А там и рукой подать до артефактов. Можно передвигаться на такси, местном автобусе или пешком.
Онежские петроглифы. Добраться до них довольно проблематично. Из Санкт-Петербурга нужно доехать до Петрозаводска. Там, на водном метеоре переправиться на восточный берег Онежского озера, дойти до поселка Шальский. Затем нанять катер у местных жителей и отправиться на осмотр артефактов.
Сухопутным транспортом придется объехать Онегу вокруг. От Петрозаводска до Пудожа расстояние составляет 325 км. Не стоит надеяться на вездеходный транспорт. Территория включена в состав природного заповедника, особо охраняется и передвижения на любом транспорте запрещены.
Наилучшим вариантом станет путешествие вместе с компанией единомышленников организованное туристическим оператором Charm Travel. В стоимость тура к Карельским петроглифам входит транспортное обслуживание и экскурсионное сопровождение опытного гида. Вам не придется тратить время на поиск стоянки, экскурсовода, аренду катера и еще на многие и многие бытовые потребности. По желанию может быть организовано питание (завтрак, обед и ужин) в кафе и ресторанах по пути следования комфортабельного экскурсионного автобуса.
Петроглифы являются важным историческим и культурным наследием и привлекают внимание ученых и туристов со всего мира. Они ставят перед исследователями множество вопросов о культуре и образе жизни древних народов, а также о появлении и развитии искусства и символики. Хотя мы можем только гадать, что означают эти рисунки, их сохранение и изучение являются важными шагами в понимании наших древних предков.
д. 12, ДЦ "Владимирский", офис 408 (вход со двора)
Пн-пт: 10:00-20:00; Сб: 12:00-18:00; Обед: 15:00-15:40
Не удалось дозвониться?
Оставьте заявку!