Национальная карельская одежда
Карельский колорит
Во времена Древней Руси Карелия была одной из северных окраин древнерусского государства, но сам край был обжит людьми ещё с доисторических времён. До появления русских и карел здесь кочевали саамы. Древние жители карельской земли ловили рыбу, охотились, возделывали землю, пасли скот, добывали соль, торговали с иноземцами, ткали сукно и развивали ремесла. И одежда им нужна была соответствующая таким занятиям: свободная и легкая, и в то же время теплая и удобная.
По сведениям историко-этнографических исследований, первобытные люди начали переселение в Карелию из Верхнего Поволжья примерно 8 – 10 тысяч лет назад. Сначала ими были освоены южные территории, а затем и северные. Наибольшая концентрация памятников эпохи мезолита (более 400), найдена на берегах Онежского озера. В 80-х годах 20 столетия археологи начали изучать северо-восточное Приладожье. Древние стойбища находят повсеместно – на материке и островах, вдоль рек и на берегах многочисленных озер. А в окрестностях многих современных городов, обнаруживают остатки разновременных поселений. Человек селился на одних и тех же местах на протяжении тысячелетий.
Благодаря первым письменным источникам (конец 1 тысячелетия нашей эры) известно, что на северных землях жили племена карел (северное Приладожье, Карельский перешеек), вепсы (между Онежским и Ладожским озерами), саамы (северная часть) и славяне (северо-восток Обонежья, побережье Белого моря).
Западные летописные источники 7 — 10 веков нашей эры («Сага о Скьёлдунгах», «Сага о Хальвдане, сыне Эйстейна») повествуют о земле под названием Кирьялаботнар (в переводе – «Карельские заливы»), которую в наши дни назвали бы государственным образованием, но в тех реалиях это была скорее территория племени, на которую претендовали более крупные ‘региональные игроки’ – русские и шведы, постепенно подчинявшие все местные племена, находившиеся в том же статусе, и интегрировавшие их в состав своих растущих государств. Жившие западнее предки финнов – племя Сумь – в итоге таким образом склонились к шведам, а карелы – к русским. Такой полунезависимый статус был до начала 11 века. Затем Карелия упоминается в русских летописях уже как Корельская земля – если опять-таки говорить современным языком, что-то вроде широкой автономии в составе Новгородской земли. Столицей этого региона был город Корела (Приозерск). И по сей день в нём сохранились памятники тех далёких веков, когда зарождалась наша страна и нация.
Местные жители Карелии поклонялись языческим богам, а в 1277 году приняли православие. Однако отголоски языческих культов прослеживаются до сих пор и в быту, и в традициях, и в национальных костюмах карелов. Вышитые фигурки зверей, птиц, растений создавали красивый неповторимый узор и, по древним верованиям, служили оберегом от невзгод и неудач. Качество, цвета тканей и богатство украшений, без слов описывали положение в обществе и сословие владельца.
Как менялся этнический состав Карелии на протяжении веков
Хотя до изобретения термина ‘мультикультурализм’ оставалось ещё много веков, карельская культура, развивавшаяся в условиях соседства нескольких народов, подарила карелам особенную одежду, головные уборы и обувь. Хоть и послужили для создания подобного многообразия национальностей, населяющих северо-западную окраину Русского Царства, весьма трагические события.
Впервые земля, где жили карелы, была разделена границей ещё в 1323 году, когда Новгород и Швеция поделили, говоря современным языком, сферы влияния. Русская часть осталась в уже упомянутой Корельской земле, а шведская стала провинцией под названием Карелен.
В тот раз обошлось без массовых перемещений людей. А вот первая волна крупной миграции произошла три столетия спустя, в годы шведской оккупации, продолжавшейся почти век (1617 – 1721 гг). По «милости» захватчиков со своей исконной родины ушли многие карелы – карельские поселения в Тверской, Мурманской, Новгородской областях и поблизости от Санкт-Петербурга существуют именно с тех пор.
После ожесточенной многолетней Северной войны и подписания мирного соглашения, значительная часть земли карелов вернулась под управление России, а часть осталась под шведами в уже знакомой нам провинции Карелен. В разных частях карельской земли продолжалось разное – русское и шведско-финское соответственно – влияние на быт людей и в том числе на народную одежду. В нашей части к этому ещё добавлялся дополнительный фактор: карелы, бежавшие от шведской оккупации в XVII веке и осевшие в новых областях, далеко не все вернулись на освобождённую Родину. На их место пришли поселенцы из других регионов России, опять-таки в прямом смысле принеся на себе новые элементы и стиль одежды.
В XIX веке с присоединением Финляндии, казалось, проблема разделённого народа решена – но административно западные карельские земли так и остались в составе Великого Княжества Финляндского – финской автономии в составе Российской Империи. Век спустя эта ‘недоработка’ аукнулась.
Новая волна переселения произошла в XX веке и также была следствием драматичных событий. В начале XX века территория расселения карельского народа всё также была разделена, частично входя в состав Великого Княжества Финляндского. Тогда это не казалось проблемой: те времена были золотым веком нашей державы, связи развивались по обе стороны административной границы, никто не мог предположить, что уже скоро, после трёх лет Первой Мировой войны страна начнёт рушиться, и административная граница с Финляндией станет не просто государственной, а одной из самых напряжённых, и в очередной раз по живому разрежет карельский народ. В Гражданскую войну Карелия не раз становилась не только местом сражений непосредственно белых, красных и подпитываемых финнами сепаратистов, но и целью интервенций новоявленного финского государства, чьи претензии официально распространялись на всю Карелию, а неофициально доходили даже до Урала – естественно, люди бежали от войны, и их легко понять. Окончание же гражданской войны принесло вместо долгожданного мира слом привычного уклада жизни карельского народа и ещё одно разделение – финны таки сумели ‘откусить’ себе часть Карелии. И как будто этого было мало – Карелия была одним из мест, куда при советской власти ссылали заключённых, используя для этого бывшие монастыри. После освобождения эти заключённые зачастую оставались жить на «новой родине».
В Великую Отечественную войну Карелия была одним из фронтов – финны, союзники Гитлера, вновь попытались осуществить свои притязания. Недобрая память о том, каким было отношение к карелам и русским при финской оккупации, сохранилась даже в 21 веке. Мир на карельскую землю пришёл в 1944 году после капитуляции Финляндии, и эпоха военных потрясений для Карелии, растянувшаяся на два с лишним десятилетия, наконец, закончилась. Небольшая часть карельской земли осталась в составе Финляндии под именем Карьяла, сегодня это две финских провинции – Южная Карьяла и Северная Карьяла. Дело в том, что население там за несколько веков настолько ассимилировалось с финнами, что и вопрос о включении этих земель в Карельскую АССР перед поверженной Финляндией не ставился. В наши дни большинство финских карел даже не говорят по-карельски.
В послевоенные годы (1946-1970 гг) в Карельской АССР произошел бурный рост и развитие промышленности, привлекший специалистов и рабочих с семьями со всех уголков государства. Строились заводы и фабрики, переоборудовались деревообрабатывающие предприятия, преумножались, росли и крепли поселения. А культура, традиции, быт смешивались и перенимали новшества других национальностей.
Несомненно, и национальная одежда карельских жителей претерпевала изменения. Менялся крой (косоклинный сарафан сменился круговым), приходили и уходили какие-то элементы. В разных регионах и для разных профессий традиционный карельский костюм дополнялся необходимыми аксессуарами. И всё же на протяжении многих веков базовый, народный костюм карелов оставался без изменений. В современном мире каждый из нас может не только полюбоваться национальным костюмом карелов в музее, но и купить понравившуюся вещь.
Стилизованные рубашки, сарафаны, юбки, душегрейки, пояски и сумки, выполненные из натуральных материалов и расшитые витиеватой росписью, украсят наряд любой модницы. Приобрести их можно во время тура от компании Charm Travel в Республику Карелия.
Во все времена (сегодняшний день не исключение) одежда делилась на обыденную и праздничную. Повседневная шилась из простых тканей, таких как лен, пестрядь, поскон и шерстяное, домотканое полотно. Сырье для их изготовления производили самостоятельно. В каждом доме считалось нормой, чтобы была прялка и ткацкий станок. В холодное время года женщинам некогда было отдыхать. Они пряли шерсть, ткали полотно, вязали и шили различные виды женской, мужской и детской одежды. Фабричные ткани — ситец и кумач, покупали на ярмарках. Праздничную одежду шили из покупного, «богатого» материала – парча, тафта, муар, шелк и т. д.
Окрашивали холсты преимущественно натуральными красителями (сок ягод, ивовый и ольховый настои, луковая шелуха и т. д.) и только иногда закупали яркие, анилиновые (анилин – искусственный краситель, изобретённый в XIX веке независимо друг от друга русскими и немецкими химиками) краски и индиго.
Женский национальный костюм
Основу традиционного женского костюма составляют — белая рубаха «куятка» с широкими рукавами, подвязанными у локтя красивой лентой и с традиционной вышивкой, обрамляющей воротничок. Она может быть и длинной – до щиколотки, и короткой – до середины бедра. Сарафан, реже юбка в пол. Поверх сарафана надевали передник. Подвязывали тонким ремешком или плетёным пояском на талии, а голову покрывал кокошник, сорока или платок.
Мужской национальный костюм
Представители сильного пола выглядели всегда элегантно. Белая или кумачёвая рубашка «куси», которую носили в сочетании с узкими, синими или зелеными штанами, заправленными в высокие, добротные сапоги из сыромятной кожи. Поверх рубахи надевался жилет с вышивкой, шейный платок, а на голове красовался картуз.
Независимо от того, был ли это повседневный или праздничный традиционный костюм, он неизменно украшался богатой вышивкой. Умелые руки карельских мастериц расписывали абсолютно все — горловина, рукава, нижние части подола рубах и юбок, все головные уборы, кушаки и пояса. Состояли узоры из символических изображений растений, деревьев, животных, птиц и различных геометрических фигур.
На праздники карелы носили костюмы из более дорогих тканей с вышивкой из красных нитей и дополненные аксессуарами. Особенно любили модницы украшения из жемчуга. Мужчины же повязывали на плечи алый платок.
И мужчины, и женщины всегда ходили в головных уборах. Выйти с непокрытой головой было непростительно. Молодые люди в повседневной жизни носили кепки, колпачки, валяные шляпы и вязаные шапочки. На празднества любили покрасоваться в высокой шляпе из фетра с лентами и оловянными украшениями (Хуопаляяппя). Пожилые, практически всегда, ходили в круглой шапке, сшитой из шести частей (Кайралакки). Замужние женщины носили платки, шали, сороки и кокошники, закрывающие прически, а молодки заплетали одну косу и повязывали вокруг головы ленту, сплетенную из бисера (Сяппяли).
Обувь у карел была качественная – в этом краю иначе просто не выживешь. Зимой предпочтение отдавали валенкам и пьексам (остроконечные, утепленные сапоги с загнутыми кверху носами). Летом и в межсезонье надевали лапти и сапоги из мягкой сыромятной кожи, только у девушек они были более короткие, а у юношей с высокими, широкими голенищами.
Верхняя одежда
Морозные зимы и суровый климат диктуют свои правила. В народе широко использовались овечьи тулупы, вязанные и тканые кафтаны, поддевки, душегрейки, шубы из меха лесных зверей (лиса, заяц, куница, белка) и из овчины, меховые шапки. Необходимые аксессуары – варежки, шапки, шарфы, шали и теплые платки, шились из тех же материалов. Известны карелам были и противомоскитные сетки. Плели их из тонкого, конского волоса.
Национальные этнографические костюмы жителей Карелии являются важной частью богатого культурного наследия северного региона. Одежда карелов имеет глубокое историческое значение и отражает особенности их культуры и образа жизни.
Носить национальный костюм для карелов — это способ сохранения и передачи традиций и идентичности народа. Карельский костюм часто носят на праздниках, торжествах и других культурных мероприятиях, где он становится визитной карточкой карелов и символом их наследия.
В современном мире национальный карельский костюм сохраняет свою популярность и становится объектом изучения и воссоздания для дизайнеров и исследователей в области народной культуры. Это свидетельство богатства культуры карельского народа, которое продолжает жить и развиваться в современном обществе.
д. 12, ДЦ "Владимирский", офис 408 (вход со двора)
Пн-пт: 10:00-20:00; Сб: 12:00-18:00; Обед: 15:00-15:40
Не удалось дозвониться?
Оставьте заявку!