Туроператор по России
Лицензия РТО 022251

Офис:

СПб, м. Достоевская, Щербаков пер. 12, лит. А, БЦ 'Владимирский', оф. 408
Карта проезда
Меню

Национальная карельская одежда

nacionalnyj kostyum karelov 37

Карельский колорит

Во времена Древней Руси Карелия была одной из северных окраин древнерусского государства, но сам край был обжит людьми ещё с доисторических времён. До появления русских и карел здесь кочевали саамы. Древние жители карельской земли ловили рыбу, охотились, возделывали землю, пасли скот, добывали соль, торговали с иноземцами, ткали сукно и развивали ремесла. И одежда им нужна была соответствующая таким занятиям: свободная и легкая, и в то же время теплая и удобная.

По сведениям историко-этнографических исследований, первобытные люди начали переселение в Карелию из Верхнего Поволжья примерно 8 – 10 тысяч лет назад. Сначала ими были освоены южные территории, а затем и северные. Наибольшая концентрация памятников эпохи мезолита (более 400), найдена на берегах Онежского озера. В 80-х годах 20 столетия археологи начали изучать северо-восточное Приладожье. Древние стойбища находят повсеместно – на материке и островах, вдоль рек и на берегах многочисленных озер. А в окрестностях многих современных городов, обнаруживают остатки разновременных поселений.  Человек селился на одних и тех же местах на протяжении тысячелетий.

Благодаря первым письменным источникам (конец 1 тысячелетия нашей эры) известно, что на северных землях жили племена карел (северное Приладожье, Карельский перешеек), вепсы (между Онежским и Ладожским озерами), саамы (северная часть) и славяне (северо-восток Обонежья, побережье Белого моря). 

Западные летописные источники 7 — 10 веков нашей эры («Сага о Скьёлдунгах», «Сага о Хальвдане, сыне Эйстейна») повествуют о земле под названием Кирьялаботнар (в переводе – «Карельские заливы»), которую в наши дни назвали бы государственным образованием, но в тех реалиях это была скорее территория племени, на которую претендовали более крупные ‘региональные игроки’ – русские и шведы, постепенно подчинявшие все местные племена, находившиеся в том же статусе, и интегрировавшие их в состав своих растущих государств. Жившие западнее предки финнов – племя Сумь – в итоге таким образом склонились к шведам, а карелы – к русским. Такой полунезависимый статус был до начала 11 века. Затем Карелия упоминается в русских летописях уже как Корельская земля – если опять-таки говорить современным языком, что-то вроде широкой автономии в составе Новгородской земли. Столицей этого региона был город Корела (Приозерск). И по сей день в нём сохранились памятники тех далёких веков, когда зарождалась наша страна и нация.

Местные жители Карелии поклонялись языческим богам, а в 1277 году приняли православие. Однако отголоски языческих культов прослеживаются до сих пор и в быту, и в традициях, и в национальных костюмах карелов. Вышитые фигурки зверей, птиц, растений создавали красивый неповторимый узор и, по древним верованиям, служили оберегом от невзгод и неудач. Качество, цвета тканей и богатство украшений, без слов описывали положение в обществе и сословие владельца.

Как менялся этнический состав Карелии на протяжении веков

Хотя до изобретения термина ‘мультикультурализм’ оставалось ещё много веков, карельская культура, развивавшаяся в условиях соседства нескольких  народов, подарила карелам особенную одежду, головные уборы и обувь. Хоть и послужили для создания подобного многообразия национальностей, населяющих северо-западную окраину Русского Царства, весьма трагические события.

Впервые земля, где жили карелы, была разделена границей ещё в 1323 году, когда Новгород и Швеция поделили, говоря современным языком, сферы влияния. Русская часть осталась в уже упомянутой Корельской земле, а шведская стала провинцией под названием Карелен.

В тот раз обошлось без массовых перемещений людей. А вот первая волна крупной миграции произошла три столетия спустя, в годы шведской оккупации, продолжавшейся почти век (1617 – 1721 гг). По «милости» захватчиков со своей исконной родины ушли многие карелы – карельские поселения в Тверской, Мурманской, Новгородской областях и поблизости от Санкт-Петербурга существуют именно с тех пор.

После ожесточенной многолетней Северной войны и подписания мирного соглашения, значительная часть земли карелов вернулась под управление России, а часть осталась под шведами в уже знакомой нам провинции Карелен. В разных частях карельской земли продолжалось разное – русское и шведско-финское соответственно – влияние на быт людей и в том числе на народную одежду. В нашей части к этому ещё добавлялся дополнительный фактор: карелы, бежавшие от шведской оккупации в XVII веке и осевшие в новых областях, далеко не все вернулись на освобождённую Родину. На их место пришли поселенцы из других регионов России, опять-таки в прямом смысле принеся на себе новые элементы и стиль одежды.

В XIX веке с присоединением Финляндии, казалось, проблема разделённого народа решена – но административно западные карельские земли так и остались в составе Великого Княжества Финляндского – финской автономии в составе Российской Империи. Век спустя эта ‘недоработка’ аукнулась.

Новая волна переселения произошла в XX веке и также была следствием драматичных событий. В начале XX века территория расселения карельского народа всё также была разделена, частично входя в состав Великого Княжества Финляндского. Тогда это не казалось проблемой: те времена были золотым веком нашей державы, связи развивались по обе стороны административной границы, никто не мог предположить, что уже скоро, после трёх лет Первой Мировой войны страна начнёт рушиться, и административная граница с Финляндией станет не просто государственной, а одной из самых напряжённых, и в очередной раз по живому разрежет карельский народ. В Гражданскую войну Карелия не раз становилась не только местом сражений непосредственно белых, красных и подпитываемых финнами сепаратистов, но и целью интервенций новоявленного финского государства, чьи претензии официально распространялись на всю Карелию, а неофициально доходили даже до Урала – естественно, люди бежали от войны, и их легко понять. Окончание же гражданской войны принесло вместо долгожданного мира слом привычного уклада жизни карельского народа и ещё одно разделение – финны таки сумели ‘откусить’ себе часть Карелии. И как будто этого было мало – Карелия была одним из мест, куда при советской власти ссылали заключённых, используя для этого бывшие монастыри. После освобождения эти заключённые зачастую оставались жить на «новой родине».

В Великую Отечественную войну Карелия была одним из фронтов – финны, союзники Гитлера, вновь попытались осуществить свои притязания. Недобрая память о том, каким было отношение к карелам и русским при финской оккупации, сохранилась даже в 21 веке. Мир на карельскую землю пришёл в 1944 году после капитуляции Финляндии, и эпоха военных потрясений для Карелии, растянувшаяся на два с лишним десятилетия, наконец, закончилась. Небольшая часть карельской земли осталась в составе Финляндии под именем Карьяла, сегодня это две финских провинции – Южная Карьяла и Северная Карьяла. Дело в том, что население там за несколько веков настолько ассимилировалось с финнами, что и вопрос о включении этих земель в Карельскую АССР перед поверженной Финляндией не ставился. В наши дни большинство финских карел даже не говорят по-карельски.

В послевоенные годы (1946-1970 гг) в Карельской АССР произошел бурный рост и развитие промышленности, привлекший специалистов и рабочих с семьями со всех уголков государства. Строились заводы и фабрики, переоборудовались деревообрабатывающие предприятия, преумножались, росли и крепли поселения. А культура, традиции, быт смешивались и перенимали новшества других национальностей

Несомненно, и национальная одежда карельских жителей претерпевала изменения. Менялся крой (косоклинный сарафан сменился круговым), приходили и уходили какие-то элементы. В разных регионах и для разных профессий традиционный карельский костюм дополнялся необходимыми аксессуарами. И всё же на протяжении многих веков базовый, народный костюм карелов оставался без изменений.  В современном мире каждый из нас может не только полюбоваться национальным костюмом карелов в музее, но и купить понравившуюся вещь. 

Стилизованные рубашки, сарафаны, юбки, душегрейки, пояски и сумки, выполненные из натуральных материалов и расшитые витиеватой росписью, украсят наряд любой модницы. Приобрести их можно во время тура от компании Charm Travel в Республику Карелия. 

Во все времена (сегодняшний день не исключение) одежда делилась на обыденную и праздничную.  Повседневная шилась из простых тканей, таких как лен, пестрядь, поскон и шерстяное, домотканое полотно. Сырье для их изготовления производили самостоятельно. В каждом доме считалось нормой, чтобы была прялка и ткацкий станок. В холодное время года женщинам некогда было отдыхать. Они пряли шерсть, ткали полотно, вязали и шили различные виды женской, мужской и детской одежды.  Фабричные ткани ситец и кумач, покупали на ярмарках. Праздничную одежду шили из покупного, «богатого» материала – парча, тафта, муар, шелк и т. д.  

Окрашивали холсты преимущественно натуральными красителями (сок ягод, ивовый и ольховый настои, луковая шелуха и т. д.) и только иногда закупали яркие, анилиновые (анилин – искусственный краситель, изобретённый в XIX веке независимо друг от друга русскими и немецкими химиками) краски и индиго.

Женский национальный костюм

Основу традиционного женского костюма составляют — белая рубаха «куятка» с широкими рукавами, подвязанными у локтя красивой лентой и с традиционной вышивкой, обрамляющей воротничок. Она может быть и длинной – до щиколотки, и короткой – до середины бедра. Сарафан, реже юбка в пол. Поверх сарафана надевали передник. Подвязывали тонким ремешком или плетёным пояском на талии, а голову покрывал кокошник, сорока или платок

Мужской национальный костюм

Представители сильного пола выглядели всегда элегантно. Белая или кумачёвая рубашка «куси», которую носили в сочетании с узкими, синими или зелеными штанами, заправленными в высокие, добротные сапоги из сыромятной кожи. Поверх рубахи надевался жилет с вышивкой, шейный платок, а на голове красовался картуз.

Независимо от того, был ли это повседневный или праздничный традиционный костюм, он неизменно украшался богатой вышивкой. Умелые руки карельских мастериц расписывали абсолютно все — горловина, рукава, нижние части подола рубах и юбок, все головные уборы, кушаки и пояса. Состояли узоры из символических изображений растений, деревьев, животных, птиц и различных геометрических фигур.

На праздники карелы носили костюмы из более дорогих тканей с вышивкой из красных нитей и дополненные аксессуарами. Особенно любили модницы украшения из жемчуга. Мужчины же повязывали на плечи алый платок.

И мужчины, и женщины всегда ходили в головных уборах. Выйти с непокрытой головой было непростительно.  Молодые люди в повседневной жизни носили кепки, колпачки, валяные шляпы и вязаные шапочки. На празднества любили покрасоваться в высокой шляпе из фетра с лентами и оловянными украшениями (Хуопаляяппя). Пожилые, практически всегда, ходили в круглой шапке, сшитой из шести частей (Кайралакки). Замужние женщины носили платки, шали, сороки и кокошники, закрывающие прически, а молодки заплетали одну косу и повязывали вокруг головы ленту, сплетенную из бисера (Сяппяли).

Обувь у карел была качественная – в этом краю иначе просто не выживешь. Зимой предпочтение отдавали валенкам и пьексам (остроконечные, утепленные сапоги с загнутыми кверху носами). Летом и в межсезонье надевали лапти и сапоги из мягкой сыромятной кожи, только у девушек они были более короткие, а у юношей с высокими, широкими голенищами.

Верхняя одежда 

Морозные зимы и суровый климат диктуют свои правила. В народе широко использовались овечьи тулупы, вязанные и тканые кафтаны, поддевки, душегрейки, шубы из меха лесных зверей (лиса, заяц, куница, белка) и из овчины, меховые шапки. Необходимые аксессуары – варежки, шапки, шарфы, шали и теплые платки, шились из тех же материалов. Известны карелам были и противомоскитные сетки. Плели их из тонкого, конского волоса.

Национальные этнографические костюмы жителей Карелии являются важной частью богатого культурного наследия северного региона. Одежда карелов имеет глубокое историческое значение и отражает особенности их культуры и образа жизни. 

Носить национальный костюм для карелов — это способ сохранения и передачи традиций и идентичности народа. Карельский костюм часто носят на праздниках, торжествах и других культурных мероприятиях, где он становится визитной карточкой карелов и символом их наследия.

В современном мире национальный карельский костюм сохраняет свою популярность и становится объектом изучения и воссоздания для дизайнеров и исследователей в области народной культуры. Это свидетельство богатства культуры карельского народа, которое продолжает жить и развиваться в современном обществе.

Поделиться:
Смотрите еще
Закажите тур в Карелию от 1990руб.
Свяжитесь с нами или оставьте свой номер для звонка специалиста
+7 (921) 792-09-68

    Согласен на обработку персональных данных

    скидка